31 мая 2013, 16:18

Клуб директоров по науке и инновациям стал со-организатором круглого стола «Контрактная система и ее влияние на продвижение инновационной продукции»

Круглый стол был посвящен Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу с 1 января 2014 года и заменит 94-ФЗ, действующий с 2005 года. Обсудить плюсы и минусы нового закона, а также то, будет ли он способствовать продвижению инновационной продукции, собрались представители компаний, институтов развития, научно-исследовательских центров и общественных структур. Мероприятие было организовано совместно Клубом директоров по науке и инновациям, ОАО «РВК» и НО «Благотворительный фонд ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова».

Дискуссия получилась оживленной – возможно потому, что присутствующие на собственном опыте изучили все стороны «старого» 94-ФЗ, а также давали свои предложения при разработке нового закона. Увы, участники констатировали, что закон о контрактной системе хоть и усовершенствовался по сравнению с 94-ФЗ, но все же не доработан. Причем часть положений «старого» закона, которые критиковались и были признаны экспертами неудовлетворительными, перешли в новый документ практически без изменений. Так же нечетки (или отсутствуют) определения понятий инновационности и высокотехнологичности продукции; затянуты сроки принятия решений; есть вопросы к организации экспертиз. Недоработок много. Прозвучало даже мнение, что старый закон был хоть и плох, но уже хорошо изучен, и предприятия научились по нему работать. А вот как сложатся отношения с новым – пока непонятно.

Директор по связям с общественностью и взаимодействию с органами государственной власти НП «Клуб директоров по науке и инновациям» Владимир Костеев уверен, что проблема не столько в  законе, как бы несовершенен он не был. Скорее в том, что крупным предприятиям (особенно с государственным участием) далеко не всегда нужна именно инновационная продукция. Они не готовы рисковать, покупая разработки у инноваторов. Намного проще купить «хорошо знакомое старое» или в слегка усовершенствованном виде. Пути, чтобы обойти «принуждение к инновациям», всегда найдутся, как в прежнем, так и в новом законе: можно заказать экспертизу с понятным исходом, или купить самый дешевый из предложенных вариантов, не учитывая качества или условий эксплуатации – в каждой отрасли есть свои нюансы.

В конечном счете, руководитель, который понимает, зачем его предприятию нужны инновационные товары и технологии, найдет способ с помощью нового закона закупить нужную продукцию. Так же как малое инновационное предприятие может найти информацию о государственных заказах и выйти на потенциальных покупателей.

[Круглый стол «Контрактная система и ее влияние на продвижение инновационной продукции»] Сделано для этого немало. Созданы специальные сайты: реестр инновационных продуктов, технологий и услуг (http://innoprod.startbase.ru/), отдельные регионы установили квоты для инновационной продукции в своих закупках, работают  региональные программы для малых инновационных предприятий по участию в закупках.

Организовываются также и профессиональные сообщества экспертов, задача которых – лоббировать изменения в законе и разрабатывать уточняющие подзаконные акты, которые позволили бы системе начать работать.

Так что для успешного сотрудничества инноваторов и заказчиков нужно не только изменить условия и усовершенствовать закон, но и понять, зачем нужны инновации – по большому счету.

Возможно, для того, чтобы понять их ценность, придется воспитать новое поколение, как ученых и инженеров – создателей инноваций, так и управленцев – их заказчиков. Это – одна из задач Клуба директоров по науке и инновациям.