12 июля 2012, 19:22

"Актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества со странами дальнего зарубежья"

Предлагаем вашему вниманию отчет об интервью с директором Департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития России Еленой Владимировной Даниловой, которое состоялось 28 декабря 2004 года. Тема интервью: "Актуальные вопросы торгово-экономического сотрудничества со странами дальнего зарубежья". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы для интервью.   

Корреспондент: Уважаемая Елена Владимировна! Прежде чем приступить к интервью, мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время встретиться и ответить на вопросы посетителей нашего сервера. Мы знаем, что у Вас сейчас очень напряженное время в связи с проведением Административной реформы.

Елена Владимировна: Да, действительно, в связи с реформой работы в Министерстве сейчас очень много, приходится перестраиваться, не останавливая основной работы. Но я ознакомилась со всеми вопросами, присланными посетителями сайта, и постараюсь ответить на них подробно.

Корр.: Тогда может и начнем нашу беседу с вопроса о реформе. Ваше мнение, как Административная реформа изменила работу Министерства?

Е.В.: На эту проблему можно смотреть с разных позиций. Безусловно, перестраиваться достаточно тяжело. Например, наш Департамент (Департамент внешнеэкономических отношений)  объединил функции шести департаментов в том или ином объеме практически всех стран дальнего зарубежья. Эту работу нужно было быстро организовать, чтобы не было сбоев. Конечно, было тяжело, особенно на начальном этапе, когда нужно было определиться с людьми, штатной численностью. А особенность и специфика международных отношений в том, что они не стоят на месте, запланированные мероприятия в мире как были, так и идут. И наши партнеры не могут делать скидку на то, что у нас Административная реформа. Наши торговые партнеры этого не почувствовали, сбоев в профессиональной работе не произошло. Другое дело – какой ценой нам это досталось.

Второй момент Административной реформы, о котором я хочу сказать. Мне нравится такой подход, когда существует четко установленная процедура и регламент: кто и за что отвечает и какова технологическая цепочка принятия решения от исполнителя до руководства. Четкое разделение функций  между департаментами. Конечно, есть еще отдельные моменты, которые нужно отлаживать, но в целом больше ясности стало. Потом - вопрос ответственности. На начальной стадии это воспринималось с некоторой настороженностью. Но в конце концов это большой плюс, когда повышена степень ответственности каждого сотрудника и руководства. Человек принимает решение за тот вопрос и участок, за который отвечает, и ему не на кого кивать. Отступать некуда. Позади Москва. И человек понимает, что нужно делать свою работу. Так что, на мой взгляд, главные достоинства  Административной реформы – персональная ответственность и разделение функций.

Корр.: Какова сейчас роль торгпредств в торговле нашей страны с другими странами? - Евгений Петрович (Москва)

Е.В.:  Деятельность российских представительств по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах регулируется Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 года, согласно которому через торгпредства государство осуществляет свою внешнеэкономическую политику. Оставлю за скобками своего ответа деятельность торгпредств в новых рыночных условиях по защите российских государственных экономических интересов, сопровождению крупных двусторонних проектов, содействию инвестиционному сотрудничеству, формированию благоприятного делового имиджа России за рубежом и др. Полагаю, автору вопроса, если сфера его деятельности связана с импортно-экспортным бизнесом, будет интереснее и полезнее узнать о непосредственной помощи, на оказание которой он может рассчитывать со стороны торгпредств.

В соответствии с российским законодательством торгпредства должны оказывать на безвозмездной основе необходимую информационно-консультационную помощь российским участникам внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности, размера уставного капитала и места регистрации. В конкретном плане речь идет о предоставлении базовой конъюнктурной и ценовой информации о рынке того или иного товара, содействии в поиске партнеров, предоставлении консультаций по вопросам местного законодательства.

Корр.: С какой страной из дальнего зарубежья у России могут быть наиболее тесные экономические связи после вступления России в ВТО? - Антонов С.Н. (Москва)

Е.В.: Полагаю, что наиболее тесные взаимоотношения у Российской Федерации останутся, в основном, с теми же странами, с которыми они существуют и в настоящее время. При этом имеются в виду не только чисто политические отношения, но и торгово-экономические, крайне важные для дальнейшего развития экономики нашей страны. Такие страны, как Германия, США, Италия, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Франция, традиционно являются нашими основными внешнеэкономическими партнерами как по объемам товарооборота, так и по объемам поступивших от них в российскую экономику инвестиций. Причем имеется достаточный потенциал дальнейшего роста торгово-экономического сотрудничества  с этими странами.

Чрезвычайно динамично, опережающими темпами, развиваются наши торгово-экономические связи и с азиатскими государствами. Среди них в первую очередь необходимо отметить Китай, Республику Корея, ряд государств азиатско-тихоокеанского региона. Наши отношения находятся на подъеме и потенциал их дальнейшего развития далеко не исчерпан.

Присоединение России к ВТО в принципиальном плане в сложившейся системе экономических связей России коренным образом ничего изменить не может. Все перечисленные государства являются членами этой организации, поэтому присоединение к ней России лишь подведет под наши экономические отношения с этими странами более солидный фундамент взаимных обязательств и общепризнанных норм международной торговли. А с каким государством  у России будут складываться более тесные, а, следовательно, и более эффективные экономические связи, зависит от множества других факторов. Точно ответить на этот вопрос сможет лишь время. Мы заинтересованы в развитии равноправных и взаимовыгодных экономических отношений со всеми странами мира.

Прослеживается четкая закономерность – чем более тесные торгово-экономические связи между странами, тем  крепче между ними и взаимоотношения на политическом уровне.

Корр.: Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии от 24.02.1976. Каковы перспективы дальнейшего экономического сотрудничества России со странами-участницами данного Договора? - А.Н. (Владивосток)

Е.В.: Страны АСЕАН я бы отнесла к наиболее пер­спективным торгово-экономическим партнерам России в Азии. В свою очередь, в официальных и деловых кругах АСЕАН придают большое значение развитию торгово-экономических связей с Россией, в том числе с точки зрения приобретения и освоения передовых российских технологий в области коммерческого освоения космоса, биотехнологии, энер­гетики, разведки и добычи полезных ископаемых, мате­риаловедения и др. В настоящее время на различных стадиях проработки находится несколько крупных проектов научно-технического сотрудни­чества, в том числе в области мирного использования космоса и высоких технологий, включая информацион­ные и телекоммуникационные.

В ноябре 2005 года в Куала-Лумпуре запланировано проведение саммита "Россия-АСЕАН". К этому времени, как мы рассчитываем, будут подготовлены и подписаны План действий по развитию многогранного партнерства на длительную перспективу и Соглашение о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве.

Корр.: Вопрос Михаила (Москва) о борьбе с нелегальной трудовой миграцией из третьих стран: какие социально-экономические гарантии, на Ваш взгляд, должны предоставляться лицам, приезжающим работать в Россию из стран дальнего зарубежья? Решение проблемы жилья для этих лиц.

Е.В.: В случаях, когда привлечение трудовых ресурсов в Россию осуществляется в соответствии с межправительственными соглашениями (такие соглашения заключены, например, в свое время с Китаем и КНДР), социально-экономические гарантии для иностранных работников, включая проезд, график работы и отдыха, медицинское обслуживание, перевод заработанных денежных средств на родину и др.,  являются неотъемлемой частью таких соглашений. В остальных случаях эти вопросы регулируются непосредственно контрактами, подписываемыми иностранными работниками и российскими работодателями, и, в случае возникновения споров, решаются в административно-судебном порядке. Вместе с тем, в соответствии с требованиями миграционной службы, разрешение на привлечение иностранного работника будет выдано потенциальному работодателю только при соблюдении им ряда условий, включая обеспечение работника жильем. 

Корр.: вопрос Кисловой Ольги (Москва): Наша компания занимается пошивом верхней одежды и расположена в Москве. В настоящее время  одежда, поставляемая из Китая, стоит примерно столько же, сколько в России ткань, из которой шьется данная одежда. Скажите, планируется ли принятие каких-либо мер по защите внутреннего рынка от импорта текстильной продукции из Китая?

Е.В.: Отвечая на этот вопрос, прежде всего хочу отметить, что Китай является мировым лидером как в производстве одежды, так и в ее поставках на внешние рынки. Китайский экспорт готовой одежды в 2003 году составил в стоимостном выражении 52 млрд. долларов США. При этом на долю России из этого объема поставок пришлось 1,5 млрд. долларов или около 3%.

Начиная с 90-х годов, основным каналом поставки товаров народного потребления, включая одежду, из Китая в Россию стал канал "неорганизованной торговли". Плюсом для населения в этой форме торговли в то время (напомню, это был период всеобщего дефицита и полупустых прилавков) была возможность купить по сравнительно низкой цене необходимые товары повседневного спроса. Основным минусом для потребителей было крайне низкое качество ввозимых "челноками" вещей, что серьезно подорвало репутацию китайских товаров в глазах  россиян.

Достаточно серьезные претензии к участникам "неорганизованной" торговли со временем возникли и у российской таможни в связи с тем, что  бюджет недополучал значительные суммы из-за распространения "серых" схем растаможивания товаров. В этой связи в апреле 2004 года ГТК России принял меры, направленные против практики недобросовестных импортеров, занижающих стоимость закупаемых в том числе в Китае товаров, заявляемую для целей таможенного оформления.

Отмечу также, что между Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР создан механизм раннего оповещения и консультаций по "чувствительным" товарам двусторонней торговли, в перечень которых включены текстиль и одежда. Указанный механизм предусматривает осуществление постоянного мониторинга объема экспорта, а также текущих цен. Если ситуация по этим параметрам резко меняется либо возникают озабоченности внутренних производителей соответствующих товаров, то   незамедлительно проводятся консультации для урегулирования проблем. Такие консультации уже состоялись по вопросам поставок российской металлопродукции на китайский рынок. Что касается производителей одежды, то от этой российской отрасли не поступало жалоб в связи с возросшим импортом одежды по низким ценам из Китая, наносящим отрасли существенный ущерб.

Корр.: вопрос Усовой Н.И. (г. Белгород): Наша фирма занимается переработкой сахара-сырца. Одним из основных поставщиков данного сырья до настоящего времени была Куба. Но сейчас объем поставок сахара-сырца с Кубы сократился, в связи с чем возросла цена на сырье и, как следствие, на конечную продукцию. С чем это связано и что планируется сделать для изменения сложившейся ситуации?

Е.В.: Сокращение объемов поставок в Россию кубинского сахара-сырца связано с  уменьшением объемов его производства на Кубе. Низкие объемы производства в настоящее время предопределены проводимой, начиная с 2001 года, структурной перестройкой сахарной промышленности Кубы, а также значительным ущербом, нанесенным отрасли ураганами.  Результатами структурной перестройки кубинской сахарной промышленности стали закрытие нерентабельных сахарных заводов, сокращение почти вдвое площадей под сахарным тростником, а также реорганизация Министерства сахарной промышленности Кубы. В связи с невозможностью поддерживать производство сахара-сырца на уровне хотя бы 4 млн. т в год, кубинское руководство приняло решение зафиксировать его на уровне 2,5-3 млн. т /год.

Несмотря на сокращение объемов поставок, Россия продолжает сохранять лидирующее положение в импорте кубинского сахара-сырца, однако его поставки в Россию осуществляются в основном через фирмы третьих стран.

Корр.: Каковы перспективы отмены США в отношении России поправки Джексона-Вэника? - Юрий  Васильевич (Москва)

Е.В.: Россия по-прежнему подпадает под действие известной поправки Джексона-Вэника, принятой Конгрессом США к закону о торговле 1974 года, из-за чего режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле действует на временной, а не на постоянной основе. В то же время в последние годы из-под действия поправки Джексона-Вэника было выведено большинство бывших коммунистических стран (включая страны Балтии и Восточной Европы, Камбоджу, Киргизию, Грузию, Армению), а также Китай, что делает еще более очевидным факт дискриминации России в этом вопросе. Такая ситуация противоречит статье 1 двустороннего Соглашения о торговых отношениях, которая предусматривает взаимное предоставление РНБ без каких-либо условий.

Администрация Дж. Буша, несмотря на неоднократные попытки,  не смогла до настоящего времени решить, как это ранее ожидалось, вопрос о выведении России из-под действия поправки Джексона-Вэника. Более того, среди конгрессменов все еще сильны настроения трактовать поправку Джексона-Вэника расширительно и увязывать вопрос РНБ с рядом других вопросов (конечные условия присоединения России к ВТО, поставки мяса птицы в Россию и прочие, в т.ч. не имеющие никакого отношения к торговле).

Белый дом не прекращает попытки провести через Конгресс отмену этого "наследства холодной войны". Надеемся, что в начале второго президентского срока администрации Дж. Буша удастся решить этот вопрос.

Корр.: Почему за продукцию российской оборонной промышленности Россия принимает в счет оплаты сельхозпродукцию, например, пальмовое масло? - Игорь (Мурманск)

Е.В.: Отвечая на вопрос, отмечу, во-первых, что военно-техническое сотрудничество имеет свою специфику, учитывающую стратегические, политические, экономические и другие аспекты отношений России с той или иной страной. Существенными моментами в военно-техническом сотрудничестве являются также и факторы закрепления и увеличения присутствия товаров российского производства в стране, подписание дополнительных крупных контрактов по гражданской продукции. Соглашаясь на определенные уступки партнерам по частичной оплате товарами поставок вооружений, Россия по сути создает долгосрочную базу взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, конъюнктура мирового рынка такова, что так называемые "бартерные сделки" в некоторых случаях могут принести большую прибыль нашим компаниям, чем продажа за СКВ.

Поскольку Вы упомянули пальмовое масло, замечу, что это высоколиквидный товар, используемый в парфюмерной и пищевой промышленности, предлагаемый на мировом рынке узкой группой стран.

В завершении ответа на вопрос хочу заметить, что, начиная военно-техническое сотрудничество с рядом стран с применением товарной формы расчетов, Россия впоследствии добилась полного перехода на расчеты в свободно конвертируемой валюте.   

Корр.: Каковы шансы российских компаний, работавших до войны в Ираке, вернуться туда сейчас для продолжения работы? - Иван Заварзин (г. Рязань)

Е.В.: Известные события в Ираке серьезно дестабилизировали военно-политическую обстановку в стране. Ее дальнейшее обострение вызвало вынужденную эвакуацию в июне 2004 года персонала и специалистов действовавших в этой стране российских компаний (ФГУП "ВО "Технопромэкспорт", ЗАО "Интерэнергосервис", ОАО "Силовые машины" и др.).  До настоящего времени возвращение специалистов на объекты сотрудничества не представляется возможным из-за отсутствия условий их безопасного пребывания в стране. 

Мы заинтересованы в скорейшей стабилизации обстановки в Ираке, продвижении внутриполитического процесса на базе достижения национального примирения и согласия, обеспечении равных и недискриминационных условий для всех стран, участвующих в восстановлении экономики Ирака. Российские компании готовы возобновить работы на объектах сотрудничества, как только будут обеспечены необходимые условия безопасности.

Корр.: вопрос Николая Павловича (Москва): Отечественный производитель находится в заведомо неравных условиях по сравнению с "азиатскими тиграми" - Южной Кореей и Китаем. Что планируется для защиты отечественного производителя от засилья азиатского ширпотреба?

Е.В.: Этот вопрос пересекается с заданным Кисловой Ольгой из Москвы. К уже сказанному могу добавить, что одностороннее установление торговых барьеров контрпродуктивно, учитывая, что международная торговля и экономическое сотрудничество – это улица с двусторонним движением. Вместе с тем, это вовсе не означает, что отечественная промышленность не имеет способов защитить свои интересы. "Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", принятый 8 декабря 2003 года, предоставляет такие возможности. Не менее важным, с моей точки зрения, является также создание благоприятных, стабильных и предсказуемых условий для доступа российских товаров на зарубежные рынки. С этой точки зрения присоединение России к ВТО позволит устранить ряд действующих в настоящее время дискриминационных ограничений для отечественных экспортеров.

Корр.: Существует ли соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Китаем и с какого времени оно действует? -  Русакова Инна (Москва)

Е.В.: Да, существует. Российско-китайское межправительственное  соглашение об избежании двойного налогообложения подписано 27 мая 1994 года и вступило в силу с 10 октября 1997 года после его ратификации Думой.

Корр.: Не могли бы Вы коротко прокомментировать итоги наших торговых отношений в уходящем году с одной их крупнейших экономических держав мира США?

Е.В.: В уходящем году в российско-американских торгово-экономических отношениях сложилась в целом благоприятная ситуация, позволяющая   наращивать взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. В результате состоявшихся встреч на высшем уровне, переговоров между руководителями экономических блоков двух стран и достижения на них ряда договоренностей созданы хорошие основы для дальнейшего расширения российско-американского сотрудничества. Этому способствовал также в целом сбалансированный и прагматичный подход нынешней американской администрации к торгово-экономическим связям с нашей страной. Достигнутый прогресс на политическом уровне дает возможность перенести упор на практические аспекты сотрудничества, на содействие решению конкретных вопросов, возникающих у российских и американских партнеров.

По итогам 9 месяцев 2004 г. объем товарооборота между Россией и США по сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличился на 23,1% и составил более 6,7 млрд. долл.

Российский экспорт за указанный период возрос на 35,9% (составив 4,5 млрд. долл.). 

Россия увеличила положительное сальдо внешнеторгового баланса - более 2,28 млрд. долл.


Можно прогнозировать, что по итогам 2004 года товарооборот между странами вплотную приблизится к 10 млрд. долл.



Корр.: Какие перспективы Вы могли бы отметить применительно к российско-американскому взаимодействию в рамках энергетического диалога двух стран?



Е.В.: Мы с удовлетворением отмечаем, что с американскими партнерами на регулярной основе обсуждаются пути активизации российско-американского сотрудничества в энергетической сфере, включая и продвижение конкретных инвестиционных проектов.



Полагаем, что важным событием явилось заключение в сентябре 2004 г. крупной сделки о приобретении корпорацией "КонокоФилипс" пакета акций ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" и объявление о создании между ними стратегического альянса.



В рамках действующего энергетического диалога одним из перспективных направлений в 2004 году стало сотрудничество в области сжиженного природного газа.



Уже сегодня США считаются одним из наиболее емких, активно растущих и привлекательных рынков природного газа.



В США растет спрос на газ, и этот прирост обеспечивается в основном импортными поставками, все большую долю в которых занимает СПГ (сжиженный природный газ). В свою очередь, американская стратегия диверсификации поставок газа открывает особую нишу для России. Ресурсный потенциал Ямала и Штокмана, а также активный диалог о создании совместных российско-американских предприятий по сжижению и сжатию газа позволяет говорить в перспективе о значительной роли России на рынке сжиженного газа США.



Россия обладает необходимыми ресурсными, производственными и экспортными возможностями для снабжения североамериканского рынка на стабильной долгосрочной основе.



В этом смысле выход на американский рынок сжиженного газа уже сегодня называется одним из стратегических приоритетов.



Корр.: Все мы привыкли к тому, что в энергетической сфере Россия имеет все предпосылки занимать одно из лидирующих мест в мире. Что касается других областей российско-американского сотрудничества то, как представляется, здесь есть еще над чем работать. Чем в этой связи Вы могли бы поделиться с нашей аудиторией, например, в части российско-американского инвестиционного  сотрудничества?



Е.В.: На мой взгляд, ярким примером перспективного двустороннего инвестиционного сотрудничества в уходящем году является деятельность ведущих американских автопроизводителей в России.



Так, например, 29 ноября 2004 г. было подписано Инвестиционное соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и закрытым акционерным обществом "Джи Эм – АВТОВАЗ" о реализации инвестиционного проекта "Продукция Шевроле".



Предлагаемый к реализации ЗАО "ДжиЭм-АВТОВАЗ" инвестиционный проект предусматривает завершение работ по расширению производства автомобиля "Шевроле Нива" и его модификаций с выходом на проектные мощности, организацию производства нового легкового автомобиля на платформе Т-3000 в объеме 17 тыс. легковых автомобилей в год.



Производство автомобилей на заводе ЗАО "Форд Мотор Компани" начато в июле 2002 г. Объектом производства является легковой автомобиль "Форд Фокус" (С-класс), завоевавший титулы "Автомобиль года" в Европе и США в 1999 г. и 2000 г. соответственно. Автомобиль выпускается с тремя видами кузова, двигателями объемом 1,6, 1,8 и 2,0 литра и различными вариантами отделки и оснащения. В середине 2005 г. предполагается переход производства к обновленной модели автомобиля "Форд Фокус".



Корр.: Прокомментируйте, пожалуйста, состояние российско-латиноамериканского сотрудничества.



Е.В.: В последние годы российско-латиноамериканское торгово-экономическое сотрудничество стало выходить на более высокий уровень (в 2003 году товарооборот приблизился к 6 млрд. долл.США) и приобретать черты стабильности.



Особое значение для развития российско-латиноамериканских связей имели официальные визиты Президента Российской Федерации В.В. Путина  в Мексику (7-8 июня 2004 года), в Чили (19 ноября 2004 года) и Бразилию (21–23 ноября 2004 года).



Главными торгово-экономическими партнерами России в регионе являются Бразилия, Куба, Аргентина, Эквадор, Мексика, Колумбия. Определенные перспективы для продвижения российского экспорта имеются в Венесуэле, Чили, Перу.



По ряду товарных позиций латиноамериканские страны заняли важное место в структуре российских экспортных поставок и закупок за рубежом. В страны региона направляется существенная часть российского экспорта удобрений (более 40% азотных удобрений, около 15% смешанных удобрений). Они стали одними из ведущих поставщиков на российский рынок значительного числа сельскохозяйственных и продовольственных товаров (бананов – 97%, свинины – 86%,  сахара-сырца тростникового – 83%, мяса птицы – 24%). Весьма заметно место латиноамериканских стран в импортных закупках Россией соевого масла, живых цветов, говядины.



В последние годы все большее распространение получает сотрудничество в области реализации проектов экономического развития в странах Латинской Америки, причем в современных формах взаимодействия: эксплуатация объектов, построенных с российским участием ГЭС "УРРА" и ГЭС "Прадо" в Колумбии, сборка российской автотехники (Уругвай, Колумбия), участие в добыче нефти на условиях контрактов-риска (Колумбия). Перспективными сферами экономического сотрудничества представляются: энергетика, нефтегазовый комплекс, развитие городской транспортной инфраструктуры, рыболовство и другие области.



Рынок региона перспективен для экспорта российской машинно-технической продукции, интенсивные переговоры по продвижению которой в настоящее время ведутся с целым рядом стран региона.



Основные направления работы со странами региона на ближайшую перспективу определены в Плане развития отношений со странами Латинской Америки на 2004-2005 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.



Корр.: Расскажите о взаимной торговле между Россией и Бразилией.



Е.В.: Бразилия – наиболее развитое в экономическом отношении государство Латинской Америки. С конца 90-х гг. Бразилия заняла первое место в товарообороте России со странами Латинской Америки и вошла в тридцатку основных партнеров России в мире. В 2003 г. товарооборот составил около 1,7 млрд. долларов США.



Основу российского экспорта в Бразилию составляет продукция химической промышленности (главным образом удобрения) – 94,6%, а также металлы и изделия из них и минеральные продукты. В 2004 году после длительного перерыва возобновились поставки российского энергетического оборудования (турбина и генератор для ГЭС "Порто Гоес", в 2005 году начнутся поставки турбин и генераторов для ГЭС "Корумба-3");



Сельскохозяйственные и продовольственные товары продолжают составлять основу наших закупок в Бразилии (около 91%). По отдельным товарам ее присутствие на российском рынке существенно (по данным 2003 г.):  феррониобий – 95,5%, соя – 98%, сахар-сырец тростниковый – 55%, свинина мороженая – 57%, масло соевое – 32,4%, говядина мороженая – 27%,  мясо птицы мороженое – 13%, мясо индейки мороженое – 10%, кофе (без растворимого) – 8%.



Особое значение для развития российско-бразильских связей имел первый в истории наших отношений официальный визит Президента Российской Федерации В.В. Путина  в Бразилию (21–23 ноября 2004 года).



В ходе официальных переговоров президентами наших стран было подчеркнуто, что российско-бразильское взаимодействие обладает существенным потенциалом, позволяющим надеяться на "удвоение или утроение объемов торговли в ближайшем будущем". В числе наиболее значимых и перспективных направлений укрепления взаимодействия можно назвать долгосрочное сотрудничество в высокотехнологичных и наукоемких областях – энергетике, освоении космического пространства, военно-технической сфере, машиностроении, биотехнологии, авиастроении.



Корр.: Россией и странами ЕС создана Группа высокого уровня для разработки концепции единого экономического пространства. Каковы практические итоги деятельности данной группы? Когда Россия и страны ЕС смогут создать единое экономическое и таможенное пространство? - Геннадий (Ленинградская обл.)



Е.В.: Идея создания Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) связана, в первую очередь, с интенсификацией торгово-экономических связей между Россией и ЕС. На страны – члены ЕС в 2003 г. приходилось более 35% объема российской внешней торговли. После расширения Евросоюза в 2004 г. этот показатель превысил 50%. Вместе с тем, на пути расширения торгово-экономических связей существуют определенные барьеры. Улучшение торгового режима в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), снятие подобных препятствий отвечают экономическим интересам как России, так и ЕС.



Цель создания ОЕЭП как стратегического направления партнерства России и ЕС на перспективу заключается в содействии долгосрочному устойчивому экономическому росту России и ЕС к взаимной выгоде обеих сторон, в дальнейшем упрочении общеевропейского экономического сотрудничества и повышении международной конкурентоспособности Европы. При разработке Совместного плана действий по ОЕЭП особое внимание уделяется поиску путей и механизмов для развития и укрепления наших торгово-экономических связей.



На саммите Россия  – ЕС (май 2001 года) было принято решение учредить совместную Группу высокого уровня (ГВУ) по ОЕЭП.



В 2002-2003 гг. были проведены независимые экспертные исследования по определению концептуальных основ ОЕЭП. Основные направления работы ГВУ в 2002-2003 гг. и достигнутые результаты были обобщены в итоговом докладе ГВУ саммиту Россия – ЕС (6 ноября 2003 г., Рим). На Римском саммите была принята подготовленная ГВУ Концепция ОЕЭП, в которой очерчены стратегические цели, принципы и инструменты экономической интеграции. В качестве долгосрочной, перспективной цели ОЕЭП определено создание интегрированного рынка Россия – ЕС, в рамках которого реализуются четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.



Вместе с тем, важно понимать, что концепция ОЕЭП, в отличие от ЕЭП с Украиной, Беларусью и Казахстаном (т.н. "четверка") не предусматривает даже в перспективе формирования единого таможенного пространства. При этом  снижение барьеров в торговле и инвестиционной сфере, а также сближение законодательства (регулирования) будет полностью основываться на нормах и принципах ВТО.



В соответствии с решением майского 2004 г. саммита Россия – ЕС, в настоящее время ведется работа по подготовке т.н. "дорожной карты" первого этапа формирования ОЕЭП в виде Совместного плана действий по реализации Концепции ОЕЭП.



Работа сфокусирована на сближении экономического законодательства и систем регулирования, совершенствовании и упрощении торговых процедур, развитии экономического сотрудничества в областях взаимного интереса, включая реализацию крупных совместных проектов.



В сентябре-октябре с.г. проведено пять раундов консультаций по ОЕЭП, на которых обсуждали и согласовывали возможные параметры и элементы пространства, программу совместной работы на ближайшую перспективу, продвигаясь постепенно к общему знаменателю.



Проект СПД включает 16 разделов и охватывает большинство приоритетных направлений сотрудничества России и ЕС.



К настоящему времени удалось существенно продвинуться в формировании единого документа, который находится в достаточно высокой степени готовности. На ноябрьском саммите Россия-ЕС в Гааге было принято решение завершить согласование и запустить Совместный план в работу в период до следующего саммита Россия-ЕС (май  2005 года, Москва).



Корр.: Расширение ЕС вызвало у России определенные озабоченности. В частности, одной из важнейших  проблем для экономики Калининградской области является т.н. "калининградский грузовой транзит". Что делается в настоящее время исполнительной властью по ее решению? - Калинин Н.Н (Калининградская область)



Е.В.: Вопрос о необходимости урегулирования проблемы "калининградского грузового транзита" стоит на повестке дня взаимоотношений с Литвой уже на протяжении длительного времени. Начиная с 2002 года, с учетом перспективы расширения Европейского союза, российская сторона активизировала усилия по урегулированию данной проблемы. Основные направления контактов со структурами КЕС строились исходя из необходимости выхода на договоренности, учитывающие всю специфику изолированного положения Калининградской области (КО) от остальной территории России, а также природу перевозимых грузов (внутрироссийские грузы, не предназначенные для экспорта).



Необходимо отметить, что Комиссия ЕС всегда стремилась уйти даже от постановки вопроса разработки какой-либо специальной договоренности по этому вопросу.



Подписанные 27 апреля 2004 г. в Люксембурге Протокол о распространении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на вновь присоединившиеся страны и Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС создали хорошую базу для работы по урегулированию проблемы "калининградского грузового транзита". Вместе с тем, практика применения  нового порядка транзитной перевозки грузов в/из КО после 1 мая 2004 г. показала - произошло усложнение и  удорожание процедуры, что негативно сказывается на экономике Калининградской области.



Учитывая важность урегулирования этой проблемы, она постоянно находится в поле зрения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.



Во исполнение их поручений Минэкономразвития России совместно с МИД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами активно проводит скоординированную работу с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) и Литовской Республикой по урегулированию этой проблемы. 



К основным задачам, решаемым в ходе консультаций и переговоров с КЕС и Литвой относятся:



1. Формирование механизма, обеспечивающего устойчивость достигнутых договоренностей по правилам "калининградского грузового  транзита", включающего процедуру корректировки упомянутых правил (при изменении внутреннего законодательства ЕС и Литвы) для минимизации возможного экономического ущерба для российских перевозчиков и грузовладельцев.



2. Обеспечение эффективного и комплексного использования автоматизированной системы "Калининградский транзит" (совместимой с новой компьютеризированной транзитной системой ЕС) при оформлении транзита через Литву российских внутренних грузов.



3. Оптимизация системы финансовых гарантий от недоставки российских грузов по назначению при транзите через территорию Литвы, позволяющей российским перевозчикам получить доступ к приобретению этих гарантий на российской территории.



4. Сохранение в силе правил СМГС при оформлении транзита российских внутренних грузов железнодорожным транспортом через территорию Литвы.



5. Упрощение и удешевление процедур контроля ветеринарных и фитосанитарных грузов, важным элементом которых является укрепление взаимного доверия между соответствующими службами России и Литвы.



6. Отмена практики навязывания коммерческими структурами услуг по платному "конвоированию" российских транзитных грузов.



7. Увеличение количества пунктов пропуска грузов, оборудованных на современном уровне, в том числе для пропуска разрешенных к перевозке видов живых животных.



К настоящему времени, задействуя все имеющиеся каналы для контактов с КЕС и Литвой на различных уровнях, удалось запустить официальный диалог по проблематике "калининградского грузового транзита", который включает специализированные консультации, включение вопроса в повестку дня официальных двусторонних мероприятий, обмен проектами документов и пр.



По итогам консультаций с КЕС и Литвой удалось:



- договориться о сохранении в силе, как минимум, на 2005 год, применяемого к транзитным перевозкам по железной дороге Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС), что отвечает интересам российской стороны;



- завершить техническую отладку автоматизированной системы оформления таможенных документов NCTS, призванной обеспечить упрощение и удешевление процедур транзита грузов;



- инициировать процесс согласования между страховыми компаниями Литвы и России возможности обеспечения доступа на российской территории к финансовым гарантиям от недоставки грузов при транзите по литовской территории, что также является одним из ключевых условий эффективного функционирования системы  NCTS;



- обеспечить бесплатное распространение среди перевозчиков грузов ветеринарного документа на ввоз (ВДВ);



- договориться о целесообразности проведения специализированных рабочих встреч и консультаций представителей таможенных, ветеринарных, транспортных служб для рассмотрения соответствующих конкретных аспектов транзита грузов.



На саммите Россия-ЕС (Гаага, 25 ноября 2004 г.) было принято решение об учреждении совместной структуры для рассмотрения вопросов, входящих в комплекс проблематики КО в целом и создания механизма стабильности и предсказуемости деятельности российских экономических операторов.



Корр.: Много приходится слышать о китайском экономическом чуде. А каковы основные проблемы в китайской экономике?



Е.В.: Общую ситуацию, сложившуюся сейчас в экономике КНР, можно охарактеризовать как "перегрев". Среднегодовые темпы роста китайской экономики за период 1979-2003 гг. составили 9,4% - подобные высокие темпы роста были обеспечены главным образом за счет высокой инвестиционной деятельности. Рост инвестиционной активности привел к тому, что в 2003 году доля накопления в национальном доходе повысилась с 41,8% до 44,6%, то есть превысила уровень 1994 года (42,5%), когда экономику сотрясали инфляционные тенденции.



В первой половине 2004 года обострились последствия проводившейся ранее политики по поддержке экономического роста за счет высокой инвестиционной деятельности в ряде отраслей (металлургическая отрасль, строительство, производство цветных металлов) – отчетливо стали проявляться факторы "перегрева" и нехватки ресурсов, главным образом энергетических. В апреле 2004 года Госсоветом КНР было заявлено о необходимости предпринять шаги, направленные на сдерживание инвестиционной активности и ограничение высоких темпов роста экономики.



С учетом негативных явлений, проявившихся в 2003-2004 гг., в целом ставится задача сохранить темпы роста ВВП КНР по итогам 2004 года на уровне 8,7% при том, что темпы роста инвестиций удастся удержать в пределах 20,5%. По прогнозам Всемирного банка, рост ВВП Китая в 2004 году может составить 8,5%.



Корр.: Насколько серьезно в российской экономике представлены китайские инвестиции?



Е.В.: С 2002 года в Китае активно приступили к реализации политики по "выходу на внешние рынки". В 2003 году 1816 китайских предприятий подавали заявки на перевод за границу денежных средств по реализуемым зарубежным инвестиционным проектам: сумма контрактных инвестиций китайских предприятий составила 2 млрд. 187 млн. долл., т.е. увеличилась относительно 2002 года на 123,16%, фактически было вывезено по инвестиционным проектам за рубеж 1 млрд. 196 млн. долл. (+27,37%).



По состоянию на начало 2004 года Министерством коммерции КНР на территории России зарегистрированы 523 предприятия с участием китайского капитала с суммарным объемом китайских контрактных инвестиций 546 млн. долл., в том числе 277 предприятий в области торговли и услуг, 180 – в производстве и переработке давальческого сырья, 39 – в сельском хозяйстве, 25 – в освоении природных ресурсов.



Устойчивую тенденцию роста имеют объемы китайских инвестиций в отдельные проекты на территории России. Так, в 2003 году средний объем китайских контрактных инвестиций в 1 предприятие на территории России увеличился по сравнению с 2002 годом на 531% и составил 8,27 млн. долл.



Основная часть малых и средних предприятий с участием китайского капитала в России действуют в основном в таких областях, как торговля, общественное питание, пошив одежды, сельское хозяйство и лесопереработка. Большая часть китайских предприятий учреждается в приграничных регионах РФ. По данным местных администраций Российской Федерации, на территории Приморского края зарегистрированы 573 предприятия с участием китайского капитала, в Хабаровском крае – 334, в Читинской области – 100, в Амурской области – 64.



Реальный инвестиционный вклад китайских компаний в развитие российской экономики пока незначителен. Общий объем китайских прямых инвестиций, накопленных в Приморском крае, составляет 13,3 млн. долл., включая 3,4 млн. долл. из Гонконга. В Хабаровском крае предприятия с участием китайского капитала занимают первое место по количеству, однако поступающие прямые инвестиции из КНР составляют только 3% от общего объема привлеченных капиталов. Крупные китайские инвестиции направляются в основном в производство телекоммуникационного оборудования и компьютерных комплектующих, строительство торговых центров.



Однако, как ожидается, объемы китайских инвестиций, вкладываемых в экономику России, будут увеличиваться. Так, в июне 2004 года в Хабаровске прошел первый Российско-Китайский инвестиционный форум, организованный Минэкономразвития России, на котором были достигнуты договоренности о реализации 12 проектов с китайскими инвестициями на территории России на общую сумму 700 млн. долл. В будущем такие форумы будут носить регулярный характер.



Корр.: Будет ли Россия и впредь для европейских стран преимущественно поставщиком сырьевых товаров или что-то делается для изменения этого положения? - А. Берестов (г. Дзержинск)



Е.В.: Очевидно, что в силу вполне объективных причин в обозримой перспективе наша страна будет оставаться для стран Европы основным поставщиком энергоресурсов и крупным продавцом ряда сырьевых товаров. Однако наличие богатых месторождений природных ископаемых является конкурентным преимуществом России, во многом определяющим ее место в международном разделении труда.



При этом важно, чтобы, реализуя это преимущество, мы не просто осваивали и экспортировали бы наши природные ресурсы, а развивали бы новые современные и эффективные технологии добычи полезных ископаемых, повышали бы степень переработки, шире внедряли технологии, обеспечивающие высокую долю добавленной стоимости экспортируемой продукции. Это позволит не только повысить эффективность использования имеющихся у нас природных богатств, но и создаст объективные условия для укрепления России на мировом рынке в качестве поставщика соответствующих технологий, машин и оборудования, широкого спектра востребованных во всем мире услуг.



При этом сотрудничество России с Европейскими странами вовсе не ограничивается торговлей сырьевыми товарами. И сейчас ведется активное развитие производственной кооперации, совместных форм предпринимательства и сотрудничества в высокотехнологичных областях с европейскими странами.



Успешно реализуются проекты в аэрокосмической области. Например, создание стартового комплекса для запуска спутников российскими ракетами-носителями во Французской Гвиане, создание семейства российских региональных самолетов с участием ряда французских компаний, совместное создание авиационного двигателя, осуществляется целый ряд проектов в области машиностроения. Хорошие перспективы имеются в развитии взаимовыгодного сотрудничества в рамках двух высокотехнологических космических проектов: российского ГЛОНАСС и европейского ГАЛИЛЕО.



Развивается научно-техническое сотрудничество со странами Евросоюза: все шире и активнее участие российских научно-исследовательских организаций в 6-ой рамочной программе научных исследований и разработок ЕС. И потенциал России в этом отношении огромен. Расширяется инновационное сотрудничество, где особенно велика роль малых и средних предприятий.



Уверена, что это только начало. Европейские страны и Россия – естественные союзники в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, прежде всего в сфере новых технологий. Альтернатив нашему сотрудничеству в отраслях, определяющих дальнейшее развитие цивилизации, не существует.



Корр.: вопрос Константина Перфильева (г. Пермь): Бывая в деловых поездках по стране, я заметил, что в ряде регионов деловые круги связывают определенные надежды с созданием в России промышленных округов. Не могли бы Вы коротко пояснить, что это такое?



Е.В.: В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Совета Министров Италии С. Берлускони, сформулированным в ходе встречи в апреле 2002 года, Минэкономразвития России совместно с итальянской стороной проводит работу по созданию в России так называемых "промышленных округов" с использованием  итальянского опыта. При этом целями являются  увеличение доли прямых итальянских инвестиций в  экономику Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития предприятий и территорий посредством вовлечения в технологическую цепочку крупного промышленного производства малых и средних предприятий, концентрирующихся вокруг "округообразующего предприятия".



Указанная модель, с одной стороны, позволяет повысить уровень конкурентоспособности самого производства и продукции, а с другой - осуществлять эффективную поддержку субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, посредством  обеспечения последних на долгосрочной основе достаточным объемом заказов для успешного функционирования в качестве поставщиков комплектующих при высоком уровне применяемых ими технологий.



При этом малые предприятия являются, с одной стороны, поставщиком комплектующих, с другой - образуют разветвленную сеть оказания послепродажных услуг, что дает эффект развития малого бизнеса как в сфере промышленного производства, так и в секторе услуг.



В целях детальной проработки и успешной дальнейшей реализации обозначенных предложений была сформирована российско-итальянская рабочая группа экспертов, на заседаниях которой проводятся презентации российских  и итальянских регионов, ассоциаций производителей и отдельных предприятий, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов в России, обсуждаются конкретные проекты сотрудничества и возможные финансовые инструменты их реализации.



В рамках визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Италию 5-6 ноября 2003 года стороны подписали "Меморандум по вопросам создания  промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта", в котором подведены промежуточные итоги совместной работы.



Достигнуты определенные практические результаты, прежде всего, в производстве электробытовой техники (Липецкая область, Ленинградская область), машиностроении и металлургии (Свердловская область), производстве и переработке полипропилена  (Татарстан), переработке молока (Чувашия); в сельскохозяйственном машиностроении (Пермская область); в деревообработке (Пермская, Московская, Ленинградская области,   Санкт-Петербург и Сочи); в переработке сельхозпродукции, прежде всего, мяса, производстве керамической плитки и плиточных клеев (Московская область); в производстве железнодорожного подвижного состава (Мордовия), в сфере логистики (Московская и Ленинградская области, г.Владимир).



20-21 апреля 2004 г.  в Липецке в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Италии С. Берлускони состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию нового завода по производству 1 млн. стиральных машин в год, в строительство которого итальянской фирмой "Мерлони Элеттродоместичи" было инвестировано около 40 млн. евро. Кроме того, на 2004-2005 гг. предусмотрено вовлечение в создание индустриального комплекса как итальянских, так и российских поставщиков комплектующих и сервисных подрядчиков. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в размере до 42 млн. евро. Администрация Липецкой области оказывает активное содействие в реализации данного проекта. По заявлению фирмы "Мерлони Элеттродоместичи", в 2006 г. Липецк должен стать крупнейшим в Европе промышленным центром по выпуску электробытовой техники.



23 апреля 2004 г. в Орехово-Зуевском районе Московской области состоялась торжественная церемония открытия завода по производству битумной черепицы итальянской фирмы "Тегола Канадезе С.п.а.", который разместился на территории бывшего завода сельскохозяйственного машиностроения ОАО "Давыдово". Объем инвестиций по проекту составит порядка 30 млн. долларов США. Производимая на заводе продукция будет реализовываться как на российском рынке, так и за рубежом, в том числе в странах СНГ, Балтии, Европы, Южной Корее и Китае.



Результаты работы по созданию промышленных округов позволяют сделать вывод о том, что это направление сотрудничества является перспективным.



Корр.: Что мы ждем от развития торгово-экономических связей со странами Центральной и Восточной Европы? - В. Хлебников  (г. Санкт-Петербург)



Е.В.: Со странами Центральной и Восточной Европы  нас связывают традиционные торгово-экономические связи. В этих странах при нашем участии были введены в эксплуатацию  многочисленные объекты в различных отраслях промышленности – в энергетике, в т.ч. ядерной, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, в агропромышленном комплексе. Эти связи мы будем развивать и далее.



Регион ЦВЕ стратегически важен с точки зрения торгово-политических интересов России и как емкий рынок сбыта и как транзитный коридор для российских товаров. Именно здесь сосредоточены значительные резервы по  восстановлению  и  наращиванию российского  промышленного экспорта, что является одной из основных задач повышения эффективности  внешнеэкономических  связей и их вклада в развитие экономики Российской Федерации.



Важнейшим направлением расширения российского машиностроительного экспорта в страны ЦВЕ является российское участие в реконструкции и модернизации предприятий и объектов в этих странах, в первую очередь, построенных при техническом содействии бывшего СССР и России. Это относится, главным образом, к энергетике (учитывая большое количество построенных СССР объектов и высокую степень износа энергетического оборудования в последние годы, а также наличие проектов расширения и строительства новых энергетических мощностей).



Страны ЦВЕ являются не только потребителями российских энергоресурсов (хотя Россия является для них основным поставщиком), но и основными транзитными территориями для российских энерготоваров. Поэтому мы заинтересованы в отлаженном и бесперебойном функционировании всей сложившейся системы отношений.



Перспективным является участие российских организаций в реконструкции тепловых и гидроэлектростанций, АЭС, сооружении газо- и нефтепроводов, резервуаров для хранения нефти и газа в Венгрии, Сербии и Черногории, Польше, Хорватии, Чехии, Румынии, Словакии, странах Балтии. Имеет хорошую перспективу участие российских организаций в поставках комплектного оборудования и оказания услуг в других сферах (например, реконструкция и строительство будапештского метро).



Следует также учитывать, что повышение доли машинотехнических изделий в российском экспорте в страны ЦВЕ требует перехода на нормы и стандарты ЕС, формирования системы государственной поддержки экспорта, развития совместной производственной и инвестиционной деятельности, структурной и технологической реконструкции машиностроительной отрасли.



Мы принимаем меры по реализации государственной политики поддержки экспорта, ориентированной на расширение поставок продукции высокой степени обработки, особенно наукоемких и высокотехнологичных изделий.



Мы поддерживаем участие российских организаций в процессах приватизации в странах-партнерах как в энергетике, так и других важных с точки зрения расширения российского экспорта отраслях. В качестве удачных примеров такого сотрудничества можно назвать приобретение ОАО "Стальная группа МЕЧЕЛ" металлургических заводов в Хорватии и Румынии, инвестиции в странах региона нефтяной компании "Лукойл".  



Хорошие перспективы просматриваются в реализации крупных совместных инфраструктурных проектов в сфере транспорта. Примером может служить развитие логистического центра в Славкове (Польша), развитие паромного сообщения на Черном море и на Балтике.



Сохраняются возможности увеличения экспорта российской военной техники, запасных частей и комплектующих изделий к ней, услуг по модернизации вооружения. Так, например, РСК "МиГ" за последние несколько лет осуществили крупные поставки продукции военного назначения в страны ЦВЕ.



Развитие научно-технического сотрудничества России со странами данного региона и организация совместных производств дают шанс на увеличение российского экспорта высоких технологий, новых материалов и других продуктов с высокой добавленной стоимостью. Положительным примером является сооружение Циклотронного центра и Международного лазерного центра в Словакии.



С европейскими странами получило развитие региональное сотрудничество, в котором участвуют Москва, Санкт-Петербург, Калужская, Ярославская и Пермская области, Краснодарский край, Татарстан, Республика Коми и многие другие регионы России. Через регионы реализуется, прежде всего, сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса.



Российский рынок представляет огромный интерес для стран ЦВЕ, и после некоторого периода "охлаждения" сегодня активно ищут на нем свои ниши, в том числе путем создания в России СП или предприятий со 100% своим участием в таких отраслях как пищевая и легкая промышленность, машиностроение, строительная индустрия и др.



Корр.: Каким образом в настоящее время решается проблема охраны прав интеллектуальной собственности в России?



Проблема охраны прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации весьма актуальна и не раз ставилась на повестку дня на переговорах зарубежными партнерами.



Примером необходимости ее скорейшего решения может стать требование американских производителей аудио- и видеопродукции лишить России статуса страны – бенефициара Генеральной системы преференций, связанное с понесенными ими убытками в результате нарушения прав интеллектуальной собственности в нашей стране.



Потеря Россией такого статуса могла крайне негативно сказаться на интересах российских участников ВЭД, так как означала бы введение пошлин на многие российские товары, экспортируемые в США.



В результате активного взаимодействия России с американской стороной по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности (переговоры были организованы нашим Департаментом в мае 2004 года) удалось добиться решения о неприменении в отношении России процедуры "внеочередного обзора". Уже в июле 2004 года  Аппаратом торгового представителя США было принято официальное решение не лишать Россию статуса страны – бенефициара Генеральной системы преференций по мотивам нарушения прав интеллектуальной собственности.



В апреле и октябре 2004 года состоялись заседания Российско-Американской рабочей группы по интеллектуальной собственности, значительно способствующей поддержанию диалога в сфере интеллектуальной собственности.



В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию российского законодательства в сфере охраны прав интеллектуальной собственности. Создана и действует Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, возглавляемая Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым.



Корр.: Думаю, что посетители, приславшие вопросы, будут признательны Вам за такие исчерпывающие и интересные ответы на свои вопросы. Благодарим Вас еще раз за внимание к нашим посетителям, поздравляем с Новогодними праздниками, успехов Вам в Вашей нелегкой работе. От лица компании "Консультант Плюс" хотим сделать небольшой подарок   - "Дигесты Юстиниана" -  многотомное издание свода римского права.



Е.В.: Спасибо. Надеюсь, что это пригодится мне в работе, да и просто будет интересно прочитать. Я тоже поздравляю всех посетителей сервера КонсультантПлюс с Новогодними праздниками. Желаю всем успехов и процветания.